Последние статьи
Домой / Payoneer / Профессии типа "человек - техника". Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ Типы человек человек человек техника

Профессии типа "человек - техника". Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ Типы человек человек человек техника

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае - технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) - специалист по управлению подъемным краном, слесарь - специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)

Подтипы профессий типа «Человек – Техника»

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик

Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.


Задачи проектаНайти при помощи сети Интернет профессии, которые подходят для типа «человек-техника».Описать заинтересовавшие участников проекта профессии, которые относятся к типу «человек-техника».Найти информацию об учебных заведениях, в которых можно получить профессии для типа «человек-техника» (каждый для себя индивидуально). Узнать условия поступления и обучения в выбранных учебных заведениях (каждый для себя индивидуально).Сделать вывод по проекту.
Группа № 2. Тип профессий «Человек-техника». (Типология профессий Е.А. Климова; группа определена по результатам анкетирования)
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко. Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае - технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) - специалист по управлению подъемным краном, слесарь - специалист по обработке металла.При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)
Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород: Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважинПрофессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий: Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассыПрофессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования: Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств: Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.
Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций: Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщикПрофессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов: Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщикПрофессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов: Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими: Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства: Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.
Профессионально-важные качества:знания по физике, математике, химии; осведомленность об устройстве и функциях применяемых машин и инструментов, режимах работы техники, правилах ее эксплуатации, умение разбираться в чертежах и схемах;хорошее зрение и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота движений, хорошая координация;хорошо развитое пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность;интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми;способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т.д.Противопоказания:нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника);рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т.д.
В нашей группе наибольший интерес вызвала одна из самых интересных профессий – профессия летчик или пилот.
Летчик, или же пилот, – специалист, обладающий знаниями и умением управлять различными авиационными транспортными средствами, такими как самолет или вертолет.Пилотов воздушных судов условно делят на несколько категорий: военные, экспериментальные, гражданские и любители.
В обязанности пилота входит контроль за самолетом во время всего пути. Получив указания и маршрут от авиадиспетчера, пилот обязан прикладывать все усилия, чтобы самолет оказался в заданное время точно в том месте, которое указано в расчетной траектории. Чтобы следовать заданному маршруту и не допустить столкновения в воздухе, пилот обязан постоянно в течение всего полета сравнивать показания приборов с расчетными данными – приборов, к слову, большое множество.
Кандидат в пилоты должен обладать отменным здоровьем физическим и психическим. Во время полета летчик испытывает постоянные перегрузки, особенно пилоты боевых маневренных самолетов. Также на пилота возлагается большая ответственность: в его руках жизни людей – как тех, которых он перевозит, так и тех, кто находится на земле. На протяжении всего полета летчик должен обеспечивать безопасность воздушного судна. Все эти задачи требуют серьезных физических и психических затрат, по сути пилот выполняет заранее известную задачу: откуда лететь, куда, на каком самолете, как долго, и весь маршрут уже построен.
Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий, так что конкуренции у пилотов нет. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии. Также стоит обратить внимание на знание английского языка, который является международным в гражданской авиации, а значит, владеть им нужно на очень высоком уровне.
Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий. Каждый год на пенсию уходят 500-600 профессионалов, а на смену им приходят около 200 молодых летчиков. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии. Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий. Каждый год на пенсию уходят 500-600 профессионалов, а на смену им приходят около 200 молодых летчиков. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии.
Также стоит обратить внимание на знание английского языка, который является международным в гражданской авиации, а значит, владеть им нужно на очень высоком уровне. В целом обучение в академии занимает 5 лет, по окончании вы сможете устроиться на работу в какую-нибудь авиакомпанию, налетав в академии примерно 150 летных часов.
Работа над проектом помогла в выборе будущей профессии.Узнали много новых профессий.Получили интересные сведения о профессии «летчик».

: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: , техника, знак, природа . В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности . Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды .

Название

Тип личности

Тип профессиональной среды

Реалистический

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Исследовательский

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Артистический

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Социальный

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Предпринимательский

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Конвенциональный

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Тип среды

Реалистический

Исследовательский

Артистический

Социальный

Предпринимательский

Конвенциональный

  • «+» — благоприятно
  • «++» — очень благоприятно
  • «-» — не благоприятно
  • «- -» — очень не благоприятно

Страница 15 из 28

Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»

Какое представление возникает в вашем создании при слове «техника»? Чаще всего представляется какое-нибудь устройство из металла. Слово «техника» (от греческого «техне» - искусство, мастерство) употребляется в русском языке по меньшей мере в двух значениях. Техникой называют совокупность приемов, способов, навыков деятельности. Например, говорят о хорошей (виртуозной) или плохой технике музыканта, спортсмена, актера, машиниста башенного крана, хирурга и т.д. Техникой называют также материальные предметы - средства, орудия труда, приспособления и т.п. При этом чаще всего подразумевают механические орудия, машины. К технике относятся компьютер, телефон, телевизор, холодильник.

Работы типа «Человек Техника» возникают в ходе развития общества в связи с тем, что технические системы, применяемые в тех или иных областях хозяйства, становятся настолько сложными, что обслуживанием их, поддержанием их нормальной работы должны заниматься специально подготовленные люди специалисты по разным видам техники.

К группе работ «Человек-Техника» относят определенные виды практического труда.

Практическая деятельность не должна противопоставляться умственной.

Деятельность наладчика явно практическая и вместе с тем умственная, связанная с активной работой практического ума. Принято считать, что творческой деятельностью в области техники является работа конструктора, изобретателя. Да, это один из видов творческого труда (хотя не следует забывать, что творчество присуще не самой должности конструктора, а человеку, должность еще не делает человека творцом). Однако работа по поддержанию нормального функционирования сложных технических систем (работа, связанная с решением неожиданных практических задач) тоже один из видов творческого труда.

В группе профессий типа «Человек Техника» есть и много видов занятий, работ, где в основном представлено не творчество (в смысле создания чего-то нового), а воспроизведение либо заданных конкретных образцов, действий (работа на станке, швейной машине, конвейере), либо заданных условий и результатов не по конкретным образцам, а по известным, общим правилам (работа водителя транспорта, химика, оператора и т.п.). Все это может быть очень интересным, приносить человеку удовлетворение, чувство своей полезности, а значит, и собственного достоинства. Никто не производил соответствующих подсчетов, но таких профессий, вероятно, большинство. Это вполне понятно, важнейшая задача людей состоит в том, чтобы воспроизводить средства существования, элементы, предметы искусственной среды обитания (пищу, одежду, жилище, средства транспорта, связи, предметы культуры, быта и т.п.), которые требуются в непрерывно возрастающем количестве. В сфере практического труда уместно выделить гностические (диагностические) профессии, где главное содержание состоит в распознавании сигналов, качества объекта (дегустаторы, контролеры) или в оценке состояния сложных, практически необозримых систем (настройщики сложной радиоаппаратуры, работники различных испытательных стендов).

Ниже приводим некоторые сведения о путях приобретения профессий типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа».

1. Профессионально-технические училища готовят рабочих высокой квалификации по различ-ным специальностям. В эти училища принимают выпускников 9 классов и полной средней школы, пожелавших овладеть рабочим мастерством и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. В настоящее время многие профтехучилища дают не только профессиональную подготовку, но и общее среднее образование.

Профессиональная подготовка состоит из следующих циклов:

а) теоретическое обучение в специально оборудованных классах и кабинетах;

б) производственное (практическое) обучение в специальных учебных мастерских, цехах, на производственной базе предприятий;

в) общеобразовательная и физическая подготовка.

После окончания училища присваивается определенный квалификационный разряд и выдает-ся документ, дающий право работать по специальности.

2. Техникумы учебные заведения, готовящие специалистов со средним образованием.

Профессиональная подготовка состоит из трех циклов:

а)общеобразовательного (литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык, обществоведение);

б) общетехнического (например, черчение, техническая механика, технология металлов, электротехника и т.п.);

в) специального (предметы, определяющие профиль подготовляемого специалиста). Большое внимание уделяется производственному обучению, направленному на приобретение квали-фикации.

Высшие технические учебные заведения - институты, университеты, высшие технические военно-учебные заведения готовят инженеров различных специальностей.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»

«предмет труда»: человек человек, человек техника - страница №1/1

Первые пять групп суждений в тесте характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда» :


  1. человек - человек,

  2. человек - техника,

  3. человек - знаковая система,

  4. человек - художественный образ,

  5. человек - природа.
Последние две группы суждений в тесте, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда» :

А) исполнительские,

Б) творческие.

Сначала определяется, к ка­кому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей сте­пени склонны и способны. Затем определяется ваша преимуществен­ная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Наиболее удачный случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. Это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав профессию, вы не только смогли бы до­биться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

Профессиональные склонности - стремление человека зани маться теми или иными видами профессиональной деятельности.

Однако не всегда нам нравятся именно те виды деятельности, ко­торые у нас больше всего получаются. В том случае, если наиболее привлекательный для вас квадрат на психологической карте профессий не совпадает с квадратом, характеризующим деятельность, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, ориентиро­ваться ли на ваше «Хочу» или на ваше «Могу».

Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям или способностям. Тем более что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способ­ности могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и об­ратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид дея­тельности становится для него более привлекательным.

Если ваши профессиональные склонности не совпадают с вашей оценкой профессиональных способностей, то рекомендуется выяснить, каковы же ваши способности на самом деле.

Надеемся, что экспресс тесты, предлагаемые в этой книге, помо­гут Вам лучше узнать ваши профессионально-важные качества.

Человек - Природа

Люди этого типа профессии любят природу.

Предметом труда являются растения, животные, микроорганизмы и условия их среды обитания. Они создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном для человека направлении.

Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения -заболевания, гибель, поражения.

Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микро­биологии, химии и др. Требования к двигательной активности в раз­ных видах труда представителей этого типа профессий разнообраз­ны - от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. Ё некоторых случаях требуются бережные движения (с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых- многократно повторяющиеся ручные усилия (при высадке растений, уборке урожая), иногда значи­тельные физические нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жиз­недеятельности организмов, важны образная зрительная память, бога­тое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуа­циях работы с биологическими объектами.

Бережность и аккуратность в отношении к живым организмам -непременное личное качество профессионала. При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом развития.

Противопоказаниями к работе часто оказываются слабое здоро­вье, недостаточное физическое развитие, серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живой природе.

Человек-Техника

Люди этого типа любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнь.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, ви-1ов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии ма­шины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.

В данном типе используются различные способности, которые по­надобятся в той или иной профессии. В одних случаях требуется тонкое зрительное различие свойств материала или обстановки труда (сбор­щик электронных приборов, ткачиха), в других - надо на слух оценить работу оборудования (наладчик оборудования, мастер-диагност), в третьих - обоняние и вкус ориентируют человека (технология приго­товления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов.

Для специалистов этого типа важно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек, читая их, быстро понимает суть, целое и детали. Проектирование техники требует хорошего развития про­странственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.

Также необходим кругозор в области естественнонаучного знания и прежде всего по физике, химии, математике. Важно знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. А также знать многие строгие правила по эксплуатации техники, условиям безопас­ного труда и выполнять их.

Среди требований к двигательной активности необходимо указать такие, как точность и быстрота движений. Хорошая координация и обдуманность движений. Наличие различных двигательных навыков, ручная умелость.

Человек должен уметь сосредотачивать, переключать и распреде­лять внимание. Как правило высокие требования к глазомеру, слуху, обонянию, мышечной чувствительности.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, предель­ная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.

Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых ви­дах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответству­ющие профессии противопоказаны для женщин.

Человек - Человек

Представители профессий данного типа умеют руководить груп­пами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать детей разных возрастов, лечить, осуществлять полезные действия по обслу­живанию различных потребностей населения.

Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общени­ем. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слу­шать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его поло­жении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.

Важны наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.

Профессии данного типа требуют творческого склада ума, спо­собности ясно представлять варианты возможных последствий действий людей.

Профессионал данного типа- будь то учитель, врач или инспектор милиции - должен иметь немалый кругозор в области гуманитарных знаний. Очень кстати оказывается здесь жизненный опыт, и основан­ное на нем, понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.

Противопоказаниями к данному типу профессий являются дефек­ты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выра­женные физические недостатки, излишняя медлительность, равноду­шие к людям.

Человек - Знаковая система

Деятельность людей данного типа профессий связана с информа­ционным обеспечением, печатными источниками, цифровым материа­лом, контролем качества продукции, созданием документации, иност­ранными алфавитами, построением математических и химических фор­мул, разработкой схем, маршрутов, законодательством и др.

Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, докумен­тах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, черте­жи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть мно­жество документов, следить за их происхождением, правильно их хра­нить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению этой задачи.

Для человека важны быстрые и точные, координированные дви­жения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый подчерк (библиограф, секретарь, паспортистка).

Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словено-логическую информацию больших объемов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчи­вость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжелый.


Человек - Художественный образ

Представители этого типа профессий умеют воплощать идею или оп­ределенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образа, а также оценивать и анализировать это воплощение.

Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художе­ственными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонени­ем от темпа и пр.

Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий под­ход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт - ува­жительное отношение к произведению искусства.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.

Особенности творчества представителей этого типа профессий со­стоит в том, что они - новаторы по своей сути. Особенно ценится не­повторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Очень важными качествами являются непредубежденность, раско­ванность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только в том случае, если человек в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (музыкант, художник, актер, певец).

Люди этого типа должны быть усидчивыми, терпеливыми, способ­ными к многократной переделке сделанного. К трудностям данного типа профессий относят длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств, опорно-двигатель­ному аппарату, немалые нервные нагрузки.
Классификация профессий по предмету труда


Тип профес­ сии

Предмет труда

Примеры профессий

Психологические качества

«Человек - природа»(П)

Различные живые орга­низмы, био­логические процессы

Микробиолог, агрохимик, гео­лог, животновод, агроном, зоотех­ник, ветеринар, врач, лесовод, озеленитель

лесник, садовод, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.



Наблюдатель­ность, устойчи­вость внимания, склонность к на­блюдению, вы­носливость, тер­пеливость к не­достатку ком­форта

«Человек - техника» (Т)

Технические системы, веществен­ные объек­ты, мате­риалы, виды энергии

Слесарь, токарь, инженер-конструктор, опера­тор котельной, машинист, швея, сварщик, ка­менщик, маляр, механик, мон­тажник, плот­ник, штукатур, электрогазосварщик, электромонтёр

водитель, летчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтер, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик микросхем, ин­женер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по перера­ботке пищевых продуктов.


Развитие нагляд­но-образного мышления, про­странственного воображения, техническая ос­ведомлённость и сообразитель­ность, развитие двигательных навыков, склон­ность к практи­ческому труду

«Человек - человек» (Ч)

Люди, груп­пы, коллек­тивы

Врач, медсестра, воспитатель, гу­вернер, учитель, тренер, офици­ант, продавец, проводник, сек­ретарь, следователь, милиционер, социальный работник, массажист, парикмахер

экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, пере­водчик, нотариус, контролер-кассир.


Коммуникатив­ные и организа­торские способ­ности, эмоцио­нальная устой­чивость, тактич­ность, выдержка, доброжелатель ость, речевые способности

«Человек -

Условные знаки, цифры, коды формулы, естественные или искусственные языки

Корректор, кассир, секретарь машинистка, оператор ЭВМ, переводчик, библиотекарь, наборщик, программист, бухгалтер, экономист, ревизор, статистик, чертежник, телефо-

Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости

«Человек - художественный образ» (X)-

Произведения литературы, искусства

Дизайнер, художник, журналист, модельер, закройщик, копировщик, актер, ювелир, музыкант, архитектор, диктор, парикмахер, кондитер, фотограф, маляр, реставратор декоратор, цветовод

композитор, артист, писатель, режиссер, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальщица,.


Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи